Fashion News

Век красоты и косметики
http://fashionews.ru/Article404.htm

Азбука моды и стиля / История моды
Дата: 16 Янв, 2004 г. - 16:27
Странно, но именно XX век с его технологическим прогрессом и самыми страшными войнами можно по праву назвать веком красоты и косметики. Мужскому восхищению брутальностью и стремлению к всеобщей милитаризованности женщины противопоставили спасительное средство — красоту. О том, как на протяжении века создавалась красота...

1900-1909


Кумирами женщин, да и мужчин, бесспорно, были роскошные в своей женственности актрисы. Великая трагедийная звезда Сара Бернар, прославившаяся исполнением роли Жанны д’Арк, в отличие от своей мужеподобной героини была воплощением роскоши и богатства, присущих ее положению на сцене. Не менее знаменитая по ту сторону Атлантики танцовщица Айседора Дункан также стала стандартом моды и красоты. Гладкая детская фарфоровая кожа, акцентированные фиолетовые вены и жилки, взгляд больших невинных детских глаз — вот что задавало тон в макияже. Одним из главных требований был ровный белый цвет лица, в погоне за которым модницы изводили себя опасной косметикой на основе свинцовых белил и мышьяка. Весь ужас эпохи заключался в формальном табу на декоративную косметику: признаться в использовании средств макияжа было подобно смерти в обществе. Что, впрочем, не мешало постоянно нарушать этот запрет. К концу десятилетия стараниями все тех же актрис при мощной поддержке движения суфражисток в США постепенно в моду стали входить яркие румяна, помада и карандаш для бровей.

1910-1919


В это десятилетие, начавшееся с войны, которая не могла не внести свои коррективы в жизнь, на смену салонам Пуаре, блеску и нарочитой роскоши пришла серость и будничность с ежедневными известиями о погибших. Простые женщины были вынуждены пойти на военные производства. Блистательные наряды, глянец косметики и огни модных магазинов затмили черные вдовьи одеяния, наложившие на красоту очередное негласное "табу". Конечно, так долго не могло продолжаться, и черные цвета стали трансформироваться в серые. Женщины, которым теперь пришлось осваивать почти все мужские профессии, постепенно привыкали к униформе, что в будущем приведет к открытию — женским брюкам. Но это будет не скоро, а сейчас шли безрадостные будни, и макияж был весьма и весьма скуден. Тратить излишние деньги на косметику считалось дурным тоном: чуть-чуть помады, немного теней на веки — вот и весь гламур. Впрочем, стоило закончиться войне, как женщины стали подражать порочной диве немого кино Глории Свенсон, снимавшейся по тем временам чуть ли не в порнографических фильмах. В дотоле скромных и непорочных сестрах милосердия проснулись львицы: длинные волосы безжалостно перестригали в стрижки под мальчика, глаза густо подводили карандашом, губы несколько вульгарно красили помадой, кожу пудрили розовой пудрой популярных марок от соперничающих королев косметики Элизабет Арден и Хелены Рубенштейн.

1920-1929


Это время шика и блеска стало расцветом и победным шествием уже известной модистки Коко Шанель: популярна она была всегда, но восхождение к Олимпу моды ее дом начал именно в эти годы. Истосковавшимся по красоте дамам она предложила знаменитые "балеринки", роскошные платья для коктейлей и нити жемчуга непомерной длины. Сумасшедшие двадцатые принесли бум алкогольной и наркотической зависимости, безумные танцы, свободную любовь, странные игры женщин с образом "мальчика", короткие стрижки под пажа и показную худобу. Раскованные героини времени стремятся в те места, вход в которые женщинам "заказан". Луиза Брукс потрясла своей красотой Европу, а потом и Голливуд. Кики де Монпарнас добилась успеха не только как художник, писатель, певица и киноактриса, но стала выдающимся, как бы сейчас назвали, "визажистом": с ее умением сочетать цвета и создавать полутона не могли тягаться лучшие театральные гримеры. Макияж двадцатых яркий и вызывающий: румяна не растушевываются, а наносятся единым ярким пятном, вместо бровей выводится тонкая черная линия, популярны накладные ресницы с маленькими бисеринками на кончиках, глаза выделяются осенено черным до вульгарности и вызова. Говорят, именно тогда мадам Элизабет Арден создала водостойкую тушь. Впрочем, изобретение этого продукта оспаривали два других не менее заметных конкурента: царский театральный гример Макс Фактор и его не менее успешная соотечественница Хелена Рубентштейн. Однако истина ноу-хау сокрыта пеленой тайны. Главное, что в борьбе этих трех косметических величин рождались новые волшебные эликсиры для женщин. Нельзя забыть и о вкладе мадемуазель Коко Шанель, благодаря стараниям которой был уничтожен многовековой стереотип и впервые в истории моды цвет загара перестал быть синонимом бедности и нищеты рабочих кварталов.

После невероятно возбужденных и неспокойных в своем желании вкусить от жизни все двадцатых начало десятилетия ознаменовалось биржевым крахом, приведшим к кризису и безработице.

1930-1939


Продажи модных домов стали резко падать, что впрочем не помешало появлению таких имен, как Нина Риччи, и триумфальному расцвету домов моды Шанель и Скиаппарели, женщин кутюрье и соперниц, если не сказать врагов: одна — создательница слаксов и приверженец удобного стиля, другая — не менее любимых капри и поклонник экстравагантности.

Марлен Дитрих олицетворяла макияж, стиль и образ десятилетия. Она ввела в сознание женщин той эпохи мужские костюмы, и, быть может, под впечатлением от ее появления в фильме в экстравагантном фраке и сшил свой скандальный женский костюм Ив Сен Лоран. Расцветшая под покровительством Адольфа Гитлера Ленн Рифеншталь была великолепной актрисой и не менее выдающейся спортсменкой, отчасти благодаря которой в те годы стала популярна физкультура. Как режиссер она сделала для спортивного образа еще больше, сняв пропагандистские фильмы "Триумф Воли" и "Олимпида - праздник красоты".

Великая и одиозная в хорошем смысле Грета Гарбо олицетворяла божественную и недоступную красоту, которую возвели в культ и долго еще пестовали. Эти символы времени были законодательницами макияжа. Стройность, правда, стала куда более изящной и утонченной, совсем не похожей на мальчишескую худобу. Приветствовались загар, спортивность и ухоженность. Пошлые яркие пятна ушли в прошлое — румяна тщательно растушевывались, брови выщипывались, подводились полукругом, на веки накладывалось немного теней и, конечно, использовалась тушь. Дамы вовсю подрожали кинозвездам, настойчиво требуя в продажу любимых продуктов популярных светских героинь.

Появление компактной пудры вместо обычной рассыпчатой приходится как раз на те годы, когда поклонницы голливудских див узнали, что их кумиры пользуются компактной-пудрой от Макс Фактор, и ему уже ничего не оставалось, как выпустить ее в широкую продажу...

1940-1949


Говоря о том периоде, нельзя избежать сравнения с закипающим котлом, который тогда представлял собой мир. Амбиции Европейских стран и социальная неустроенность сделали свое дело — десятилетие началось с войны. Насилию женщины противопоставили себя и свою красоту. Если во время первой мировой модницы оказались втянуты в серую ленту военной машины, то сейчас они демонстрировали полную непокорность судьбе. Да, на рынке был дефицит тканей, да, косметику было невозможно купить: более того, практически два месяца она была под запретом производства, хотя спустя именно эти два месяца ее признали товаром первой необходимости.

Но все равно женщина оставалась женщиной, хрупкой, стройной и привлекательной. Но война оказала свое пагубное влияние: воцарился лозунг "make, do and mend". Во всех странах было сокращено потребление и производство тканей, в результате чего пальто становились еще уже, юбки короче, а застежки со спины перенесли на грудь. Все это стало прародителем стиля "унисекс". Журналы мод, даже авторитетнейший Vogue, провозгласили принципы скромности: шик и помпезность были совсем неуместны в те годы. И если женщина времен первой мировой войны старалась походить на сестер милосердия, как бы выражая солидарность со сражающимися мужчинами, то сейчас женщины использовали косметику подобно оружию, придающему защитникам боевой дух и радующему солдат на передовой. Такая ободряющая помощь оказывалась куда действеннее любой пропаганды. Хотя как раз разнообразием косметические средства того времени явно не блистали. Не хватало таких важных компонентов для ее производства, как жиров и глицерина, но, несмотря на это, косметические фирмы росли и ширили свое влияние. Елизабет Арден именно в военные годы выпустила свой набор красоты, включающий необходимый минимум для макияжа: компактную пудру, крем для кожи, зеркальце...

Макс Фактор стал автором новой линии декоративной косметики, состоящей из компактных продуктов: теней, пудры и помады, под девизом "Colour Harmony Make-up". Лицом, представлявшим новинки, стала звезда фильма "Девушка мечты" Бетти Хаттон.

Автор статьи: Степан Лавров

© FashionLook



Эта статья опубликована на сайте Fashion News
http://fashionews.ru/

URL этой статьи:
http://fashionews.ru/Article404.htm